Низковольтный блок питания на биполярных транзисторах.


Ещё одна вариация на ту же тему... Давно уже зарекался  не использовать биполярные транзисторы в стабилизаторах, но уж больно хорош попался корпус с уже установленными на радиаторе старыми добрыми большими медными КТ808А...
Разумеется, такой экономичности, как с мосфетами,  достичь не удалось, зато несложно, дёшево и красиво...
Если у кого есть знакомые СЦБисты на желдороге - намекаю: это корпус от системного блока локомотивного комплекса сбора данных КПД-3. Устарел и активно списывается. Силовой трансформатор тоже с "железки" - ПОБС-2.

        Cхема:

Схема почти что классика: сетевой фильтр от стиральной машины, отдельный трансформатор для источника опорного напряжения, плавный запуск силовой части, TL431 в качестве регулируемого параллельного стабилизатора, использование падения напряжения на уравнительных резисторах для работы амперметра, отдельные кнопки для пуска и отключения стабилизатора, токовое реле на герконе в схеме защиты, плавная регулировка оборотов кулера в зависимости от температуры.

Есть и некоторые отличия от предыдущих конструкций: в выпрямителе для питания источника опорного напряжения использован электронный фильтр на VT6, что позволило применить фильтровые ёмкости меньшего номинала, сохранив низкий уровень пульсаций выпрямленного напряжения.

Детали и конструкция.

Трансформатор Tr1 - неизвестного происхождения, имеет две обмотки по 20в, что позволило сделать выпрямитель на двух диодах. Диоды - 1N4004 или любые другие на обратное напряжение  не менее 100в. и ток 1А. Реле для системы плавного пуска - автомобильное импортное с током контактов 20А и с рабочим напряжением 12в. Для ограничения напряжения на нём питание на реле подаётся через стабилитрон VD1 - Д816Г. Мощный трансформатор - ПОБС-2. Трансформатор немного доработан - удалось забить в набор дополнительно 11 пластин, что снизило ток холостого хода со 150 до 70мА. Все вторичные обмотки соединены последовательно, что дало 18в переменного напряжения при отсуствии нагрузки.

R1 -  C5-6-10вт. Все подстроечные резисторы - проволочные, с червячным приводом СП5-2 для увеличения надёжности и стабильности. Выпрямительный мост собран на четырёх сборках SBL3045. Конденсаторы С15 и С16 - танталовые, К53-1, на рабочее напряжение 20в. Остальные применённые детали - без особенностей.

Правильно собранный БП должен начать работать сразу. Перед первым включением необходимо установить R7 в среднее положение. При помощи R12 выставляем выходное напряжение равным 13.8в. Затем при помощи R7 устанавливаем на базе VT3 минимально возможное напряжение, при котором транзистор VT3 остаётся открытым. Это существенно ускоряет срабатывание защиты при КЗ на выходе или при перегрузке по току. Токовое реле - три витка медного провода диаметром 2мм. Параллельно соединённые транзисторы VT1,VT5,VT7,VT9-VT11 - предварительно отобраны по наиболее близкому значению h21э. VT8 - с наиболее высоким значением h21э. (порядка 200).

ZH_40 внутри

 На фото  - вид на монтаж.

При испытаниях БП показал следующие результаты - ток нагрузки до 40А при сохранении высокой стабильньсти выходного напряжения. Пульсации при токе 35А - около 1мВ.

  UA1ZH © 2010